29 мая 2009 года в Москве в Новопушкинском сквере прошел митинг. Это была акция «За достойное образование детей с инвалидностью». В Новопушкинском сквере собрались дети с инвалидностью, их родители, правозащитники, актеры, режиссеры, просто прохожие. Акцию проводила региональная общественная организация инвалидов «Перспектива». Ждали политиков. Политики не пришли.
В России дети с инвалидностью могут учиться дома, или в специальных (коррекционных) классах, или в закрытых школах-интернатах, или вообще нигде.
Из Государственного доклада о положении детей за 2002 год: в России — 658,1 тысячи детей с инвалидностью (до 18 лет), из них 467 тысяч школьников от 7 до 17 лет.
В то же время, по данным Министерства образования России, в системе общего и специального образования (в том числе и на дому) учились более 185 тысяч детей с инвалидностью. А где получали образование 282 тысячи детей с инвалидностью? А нигде.
По данным Росстата за 2004 год, детей с инвалидностью — 590 тысяч, образование получали 250 тысяч. Более свежих данных добыть не удалось. Информация становится все более и более засекреченной.
Но включите воображение и вживую представьте себе те цифры, что есть: более половины наших детей с инвалидностью (детей школьного возраста) остаются безграмотными. Что это? Ликвидация безграмотности в России закончилась 80 лет назад, а теперь ударно начали ликвидацию грамотности?
Кстати, кроме более полумиллиона детей с инвалидностью в России полтора миллиона детей с отклонениями в развитии (это тоже фактически инвалиды, но с неоформленным статусом). Где и как учатся они, опять же неизвестно.
Но где бы ни учились дети с инвалидностью (или с отклонениями в развитии) — на дому или в специнтернатах — у них нет никаких общественных или социальных отношений, связей, контактов, знакомств, дружб, точек соприкосновений, пересечений. И это в прямом, а не в переносном смысле.
Есть ли альтернатива? Есть. Инклюзивное образование. В России оно только первые шаги делает. А во многих странах мира почти все школы уже инклюзивные.
Inclusive education — переводится на русский язык по-разному: «включенное образование», «включающее образование», «совместное обучение» и т.д. То есть инклюзив — это когда дети с инвалидностью учатся в обычных школах. Или лучше так: необычные дети — в обычной школе. «Включение» необычных детей в обычную школу — не просто новый подход. Это развитие гражданского общества. Ведь что такое г/о? Это и есть включение людей друг в друга. Всех во всех. Потому что мы все — другие, потому что мы все — разные. Разные, другие — по национальности, по богатству или бедности, по уму, таланту, красоте, счастью-несчастью, по карьере, возрасту, профессиям, по трусости-смелости, радости-печали.