СГООИ ''Луч''

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » СГООИ ''Луч'' » Досуг » Хорошие традиции


Хорошие традиции

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

В нашей жизни мы часто можем отметить то, что мешает нам жить. Таких традиций в нашем Отечесте хватает. Но ведь должны же быть и хорошие!
Вот одна из них. Вывешиваю программу "Рождественских чтений-9" в Сафонове. Это и приглашение для наших друзей и гостей, кто сможет их посетить!

Тема: "Русский быт и бытие"

Время:
30 января в 10:30

Место проведения:
Центральная районная библиотека

Порядок работы:
1. Открытие IX Рождественских чтений.
2. Выступления участников.
3. Концертная программа.

Темы и авторы выступлений:

Открытие «IX Рождественских чтений»
Татьяна Ивановна ИГНАТОВА, директор РЦБС
Презентация книги «Иван Дмитриевич Якушкин»
Наталья Владимировна Горлова, член Союза краеведов России, Вязьма.
1.«Православие и русский быт»
Юрий Николаевич ШОРИН, краевед, Сафоново.
2. «Кризис. А что дальше? Социальные последствия текущего кризиса»
Святослав Анатольевич МАСЮТИН, д.э.н., академик РАЕН им. В.И. Вернадского, член Общественной палаты Смоленской области, Сафоново.
3. «Быт региона Старой Смоленской дороги через художественные образы»
Наталья Владимировна ЧАЙКА, член Союза художников,  Вязьма.
4. «Самовары веков: связь времен и традиций»
Ирина Михайловна ПАНЕНКОВА, член Союза краеведов России, Вязьма.
5. «Гончарное ремесло: возвращение на круги своя»
Иван Аркадьевич КОСТИЦЫН, преподаватель МОУ «Гуманитарная гимназия», Сафоново.
6. «Голодные годы в России. По литературным источникам»
Игорь Данилович МУЗЫЧЕНКО, член Союза краеведов России, Вязьма.

ПЕРЕРЫВ (15 минут)

7. «Винтаж: воспоминания об ушедшей эпохе»
Марина Анатольевна БАДАНИНА,
8. «Не хлебом единым жив человек»
Александр Анатольевич ЕЛИСЕЕВ, руководитель туристического клуба «Вертикаль», Сафоново.
9. «Культура на русской кухне»
Владимир Михайлович ПУЧКОВ, краевед, Сафоново.
10.«Поэтическая кухня»
Николай Романович ЖИГАРЕВ, поэт, Сафоново.
11. «Русский быт и бытие с православной точки зрения»
о. Сергий ЗЕЛЕНКОВ, настоятель храма Рождества Христова, Сафоново.

0

2

Обязательно постораюсь придти. Будет действительно очень интересно!!! http://www.kolobok.us/smiles/artists/just_cuz/JC_ThankYou.gif

Отредактировано ada (2010-01-29 11:05:42)

0

3

И это факт, а не реклама!  http://www.kolobok.us/smiles/standart/victory.gif

0

4

Сафонькин написал(а):

И это факт, а не реклама!

На все 100% http://www.kolobok.us/smiles/standart/good.gif

0

5

Помещаю кратенький отчет о заявленном событии.  http://www.kolobok.us/smiles/standart/pardon.gif

КУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ ГОДА
Если какое-либо событие происходит ежегодно, то это или день рождения, или культурная традиция. Прошедшие Чтения не просто прошли, а уже начинают справедливо претендовать на легитимность. Хотя автором этого понятия и является Талейран, тем не менее, от этого оно не становится менее значимым.
Сразу отметим, что многие участники и во время, и после кнференции говорили о хорошей организации Чтений. В них всегда есть сочетание праздника и работы. Маленький, но приятный  концерт, задающий праздничную ноту, возможность неформального общения за чаепитием после завершения научной части. В этом огромная заслуга директора РЦБС Татьяны Ивановны Игнатовой и ее коллег, которые в выходной для себя день делают эту не простую работу с душевной отдачей и проявлением замечательного опыта культурного менеджмента и менеджмента в культуре.
Разнообразие участников конференции, докладчиков и слушателей, является одновремнно и достоинством мероприятия, и проблемой. Есть разнообразие представлений о разных сторонах жизни, есть но есть и размытость анализа заявленной темы. Часть участников, деи из школ, попали на нее добровольно-принудительно, что само по себе является характерной чертой российского быта, причем не самой лучшей. Конечно, надо двигать человека и культуру навстрнечу друг другу, но не доходить до административных сдвигов и, по возможности, подвижничества.
Охарактеризовать каждое выступление задача слишком специальная, чтобы попытаться решить ее на ходу. Назову только несколько штрихов к суждениям докладчиков.
Юрий Шорин, исходя из приоритета гуманизации российского общества, анализировал православные феномены в русском быте разных времен. Впрочем, этот подход позволял докладчику отметить, что экономический кризис, переживаемый современным миром, это, прежде всего, кризис моральных ценностей. Недоверие и уязвимость общества от действий даже одного человека стали проблемой нового века, который в муках рождается на наших глазах. По мнению докладчика, православие, при всем характерном ему разных уровней культурного самоопределения человека, играло и будет играть определяющую роль в духовном самоопределнии личности. Может быть, где-то выступление из научного анализа перерастало в хорошем смысле слова в проповедь, возвращавшую к смыслам хритианства, затертым не только грязными подошвами воинствующего атеизма, но и разнообразием культурной самореализации самих православных верующих.
Святослав Масютин принес на конференцию смешную шутку с недавно прошедшей в Москве большой научной конференции с участием всего экономического блока правительства. Один из докладчиков сказал, что Россия ударно отметила десятилетие дефолта 1998 года! После этого на пять минут его выступление было прервано дружным смехом зала. Докладчик прибавил к этому свой опыт экономической аналитики. Новости были невеселые. Готовиться надо к тому, что вместо кризиса впереди просто жизнь, которую, может быть, даже не следует сравнивать с тем, что было. К сожалению, мы не очень готовы активно искать новые подходы к этому новому бытию. Очень важно при этом исходить из приоритета моральных ценностей. В своем выступлении он ссылался и на оценки своего учителя академика Абел Гезевича Аганбегяна, что придавало не только большую полифонию суждений, но и нравственную интонацию научной корректоности.
Священник о. Сергий Зеленков привел много примеров из своей духовной практики, где обрядовость и даже языческие обычаи отражают самые патриархальные черты глубокой старины. Он призывал к активному и современному миссионерству. Высказал надежду на преполдавание основ православия в школе по новому учебнику со 2 по 8 класс, который подготовлен под редакцией одного из самых известных миссионеров современной православной церкви дьякона Андрея Кураеева. Воплощать в жизнь этот замечательный проект церкви предназначено учителям средней школы, которым, начиная от задачи построения коммунизма,  не привыкать решать великие задачи эпохи.
Александр Елисеев в своем кратком и замечательном выступлении привел примеры реализации конкретных культурных проектов: организация крещенских купаний, обустройство священного источника, аэрофотосъемка города и района, организация городских турслетов и культурно-исторического туризма. Не часто кому удается так удачно переходить от слов к делу.
Скульптор и гончар Иван Костицын  рассказал о своем опыте работы, который опирается на традции старых гончарных мастеров Дорогобужскго уезда, но, по мнению знающих людей, он сам делает что-то свое особенное. У ряда участников  возникло желание приоберсти отдельные работы автора. В планах художника искать свой стиль и создать коллекцию гончарных изделий. Была высказана надежда на реставрацию статуи щахтера, что стало бы значимым символом города, появившегося благодаря шахтерскому труду. Но для этого надо активная помощь местной власти, что пока является проблемой. Но поиск взаимопонимания будет вестись активно.
Владимир Пучков попытался с помощью вареных гласных, жареных согласных, твердого и мягкого знака напитков показать, что для русской кухни было характерно два полюса: народная кухня и аристократическая. По мнению докладчика, русской кухни, как и русской культуре в целом, присуща и еще одна черта – высокие свершения (щи, вяземский пряник и т.п.) и массовая упрощенность. В качестве примера последнего были приведены оценки русской еды А.Н. Энгельгардтом, священником конца 19 века Александром Конокотиным. Были кратко прослежены тенденции русской кухни в советское и современное время. Высказаны предположения о будущем русской еды.
Марина Баданина предложила такую нарезку видео, фото, музыки о недавних десятилетиях советской жизни, ставшей своеобразной Атлантидой, что в душе присутствующих промелькнуло немало радости и грусти. Интересная штука ностальгия, которую докладчик определила, как разницу между лучшим в прошлом и худшим в настоящем.
Ирина Михайовна Паненкова познакомила с своеобразной энциклопедией самоварного дела в России, нашего ответа японской чайной церемонии. В ее доме самовар играет важную роль в общении. А своему брату в подарок к юбилею она купила самовар. Для заинтересовавшихся сразу сообщаем, что надо копить тысяч шесть для этого праздника, который будет всегда с твоим домом.
Игорь Данилович Музыченко познакомил с интерсными источниками, показыающими страшные проблемы российской жизни в разные периоды.
Поэт Наколай Жигарев каждым стихотворением «Холодец», «Чай», «Салат», «Рецепт молодости» вызывал улыбки и аплодисменты слушателей.
Многие доклады вызвали ряд вопросов, хотя их хотелось бы услышать больше. Для этого организаторы выделили интерсные краеведческий подарки: календари с видом Бодинского монастыря, набор редких электронных материалов на ДВД, книги. Но активность зала была умеренной. Заседание провели постоянные ведущие Чтений В. Пучков и Лилия Пантюхова.
Неформальное, но не менее значимое общение было продолжено за рюмкой вина и чашкой чая. Любопытно отметить, что культура имеет свою великую инерцию. Разговор за столом стал интереснейшим полилогом. Т.И. Игнатова сердечно и умело провела эту часть конференции. Тостующие высказали свои впечателния, предложения. Тут же было задумано, как подойти по новому к организации десятых, юбилейных Чтений, высказано и осмыслено предложение учредить православные «Герасимовские чтения», посвяженные прп. Герасиму Боддинскому. Надо отметить, что искусство застольного общения редкий жанр. Но многие выступавшие показали мастер-класс того, как это делается в идеале. Сейчас кажется, что, может быть, в такой банкетной форме проводить и саму конферецию!
Рецензию на книгу Н.В. Горловой приведем ниже. Добавим только, что председатель клуба краеведов Вязьмы Эвелина Валерьевна Богомолова рассказала и на конференции, и за нефорпмальным общением об опыте работы вяземских краеведов. Около дясяти книг, надоьы открыток, символики города за 2009 год. Кто больше?
В заключение, добавим, что сохранение культурного Наследия – это важнейшая задача государства и общества, которая, к сожалению, пока решается очень плохо. Это духовное оскудение российского народа и государства является настоящей культурной катастрофой. Мы оказались в такой яме, что выбраться на свет Божий, к истинным культурным ценностям мы сможем только в результате упорного труда. Примером чего является и прошедшие в Сафонове «Рождественские чтения».

ЗЕМЛЯК ДВУХ ЗЕМЕЛЬ
За последние годы на Смоленщине Вязьма стала примером умелой организации культурно-исторической политики. За прошедший 2009 г. издано около десятка книг по истории края, проведено пять научных конференций и ряд мероприятий, которые прибавляют Вязьме культурный и экономический вес и на Смоленщине, и в России, существенно повышают культурный уровень жизни горожан.
Одним из изданий, урожайного на события года, стал выход книги Натальи Владимировны Горловой «Иван Дмитриевич Якушкин – уроженец Вяземской земли». Автор и по прописке, и по крови, и по культурной позиции – патриот Вязьмы. Книга издана на личные средства автора.
Именно знание своего родного края, его истории рождает чувство любви к Родине. Патриотизм является абсолютно необходимым условием развития и процветания города, края, страны. Отсутствие знаний о прошлом земли, на которой ты живешь, утрата культурных традиций, памятников истории и культуры превращает родной край в место временного пребывания людей, а в культурном отношении - в пустыню.
В названии книги об И.Д. Якушкине содержится проблема для восприятия читателей из Сафоновского района. Современные административные границы, социально-экономическая и культурная реальность встречается в названии книги с уже, казалось бы,  навсегда утраченным миром давно минувшего. Чтобы не возникало путаницы, сразу отметим, что И.Д. Якушкин родился на Вяземской земле, часть которой сейчас входит в состав Сафоновской.
Если побывать в Жукове, то никто из нынешних жителей, вероятнее всего, не вспомнит о своем знаменитом земляке. Внук Якушкина Е.Е. Якушкин, посетивший Жуково в 1925 году, отмечал, что местные крестьяне не помнят о И.Д. Якушкине, но у них сохранились воспоминания о его сыне Евгении Ивановиче, который в 1855 году отпустил крестьян на волю с землей, отдав им и помещичью усадьбу.
Объяснить такое забвение можно не только тем, что мы плохо знаем свою историю, есть одна причина понятная – сейчас там живут люди, которые приехали в Жуково из других деревень. Но еще об одной причине следует сказать словами А.С. Пушкина: «Мы ленивы и не любопытны!»
Сбиваться на тон морализаторских оценок и окриков на кривое течение жизни не правильно, да и бесполезно. Судьба Жукова, как и мальчика с этой же фамилией в рассказе А.П. Чехова, драматична, как и история ее знаменитого уроженца, как и вся российская история. Может быть, именно поэтому всякое стремление сохранить память о прошлом имеет не только важное научное, но и нравственное значение.
Очень важно, что рецензируемое издание не только предлагает объективную историческую информацию о прошлом, но и передает эмоциональные ощущения автора, понимающего ценность всех проявлений жизни человека, значимости человеческой жизни вообще.
Основой текста книги является собрание самых разнообразных исторических сведений, из самого обширного круга источников. Вряд ли кто-то решится повторить такую работу и ее систематизацию. Радует глаз и несет ценную информацию замечательный набор фотографий, использованных в книге. А для сафоновцев очприятно прочитать добрые слова автора о сохранении памяти о Якушкине в музеях Казулинской школы и городском историко-краеведческом музее. Приятно, что автор не скупится на хорошие слова в адрес музейных работников – Любовь Николаевны Яковлевой, Ларисы Александровны Алференковой.
Проблема выбора акцентов на той или иной стороне событий в такой книге дело пристрастий и установок автора. На мой взгляд, следовало бы подробнее рассказать о деятельности И.Д. Якушкина в Сибири. В Ялуторовске есть музей, посвященный ему. Какие-то сведения о его потомках хотелось бы почерпнуть более основательно. Например, о его сыне Евгении Ивановиче, который сделал многое, чтобы сохранить память о декабристах. Прямым потомком Якушкина является бывший пресс-секретарь президента России Бориса Ельцина Дмитрий Дмитриевич Якушкин, который сейчас, правда, исчез из политической жизни страны. Все эти примеры придавали бы дополнительные смыслы судьбе Ивана Дмитриевича.
При всем уважении к автору, не могу не сказать о непонятном мне выборе в качестве предисловия к книге стихотворения Иосифа Джугашвили 1895 года. Это само по себе любопытно.  То, что Сталин был пленником музы поэтов Эвтерпы, известный факт. Но рядом с таким протеже этой уважаемой музы мне не только, как читателю, но и как поклоннику музы историков Клио, было как-то неуютно. Замысел автора, в этой части, остался для меня темен. Возможно, все дело в личном и критическом восприятии известного исторического персонажа.
А вот посвящение книги волнует и эмоционально трогает. Оно адресовано Ивану Прокофьевичу Давыдову – ветерану Великой Отечественной войны, кавалеру Ордена Славы, историку, педагогу, дедушке автора книги. Это не только дань уважения родному человеку, но и объяснение достоинств работы автора.
В целом можно сказать, что книга Н.В. Горловой – это ценное пополнение нашей краеведческой литературы. В ней внимательный читатель найдет много любопытного и поучительного. Именно такие книги пробуждают интерес к истории родного края, воспитывают любовь и уважение к нему.
Здесь мы как раз выходим на краеведение, значение которого при таком подходе выходит далеко за рамки узко образовательные и узко просветительские и начинает играть роль важнейшего стратегического ресурса для развития города и края. Достойная память о земляке двух земель не только наш моральный долг, но и путь цивилизованного развития!

На фото: Сын И.Д. Якушкина Евгений Иванович Якушкин;
празднование 200-летия И.Д. Якушкина в Вязьме, выступает профессор СмолГУ Д. И. Будаев.
Л.Н. Яковлева и о. Сергий Зеленков на конференции в Вязьме, декабрь 2009 г.;
посещение Жукова вяземскими краеведами в 1993 г.

0

6

Всем привет! Вчера была на "Рождественских чтений-9". Время провела с пользой, узнала много нового и интересного. Удалось пообщатся с замечательными людьми - настоящими ценителями истории родного края. Предлагаю всем небольшой фотоотчет уведенного мной:

Отредактировано ada (2010-01-31 16:30:48)

0

7

«Православие и русский быт» Юрий Николаевич ШОРИН, краевед, Сафоново.

увеличить

0

8

«Кризис. А что дальше? Социальные последствия текущего кризиса» Святослав Анатольевич МАСЮТИН, д.э.н., академик РАЕН им. В.И. Вернадского, член Общественной палаты Смоленской области, Сафоново.

увеличить

0

9

«Не хлебом единым жив человек» Александр Анатольевич ЕЛИСЕЕВ, руководитель туристического клуба «Вертикаль», Сафоново.

увеличить

0

10

«Культура на русской кухне» Владимир Михайлович ПУЧКОВ, краевед, Сафоново.

увеличить

0

11

«Русский быт и бытие с православной точки зрения» о. Сергий ЗЕЛЕНКОВ, настоятель храма Рождества Христова, Сафоново.

увеличить

0

12

В перерыве участники и гости "Рождественских чтений-9" смогли посмотреть работы из глины преподавателя МОУ «Гуманитарная гимназия» г.Сафоново Ивана Аркадьевича КОСТИЦЫНА.

увеличить

увеличить

Отредактировано ada (2010-01-31 16:31:16)

0

13

ada, псибо за фоторепортаж! Работы Ивана Костицына рассмотрел только благодаря тебя. Действительно сплав традиций и творческого мышления Ивана.
Выдержать столько времени на краеведческое общение если и не подвиг, то что-то героическое!  http://www.kolobok.us/smiles/standart/clapping.gif

0

14

Большое спасибо! Ada/

0


Вы здесь » СГООИ ''Луч'' » Досуг » Хорошие традиции