СГООИ ''Луч''

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » СГООИ ''Луч'' » Печка » Инвективная лексика


Инвективная лексика

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Для тех, кого потянет повалять ваньку, петьку или кого-нибудь еще на "Печке" даю справочный материал. Надеюсь, он никому не понадобится для того, чтобы огреть оппонента по голове!  http://www.kolobok.us/smiles/standart/smile3.gif

СКВЕРНАЯ ИСТОРИЯ
«Смоленская газета» регулярно обращает внимание на проблемы культуры общения. Разговор идет не просто о нашей речи, но и об уровне развития культуры в целом. Таким образом, тема сквернословия – это не только повод для морализаторских осуждений лингвистического вандализма, но и возможность для объективного анализа общих проблем развития России.

НА ПРОСТОРАХ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ…
Не только излишне впечатлительным гражданам, но и широким слоям населения кажется, что пейзаж современной жизни ярче всего характеризуют уже не березки и рябинки, а инвективная (бранная) лексика. Действительно, роскошь нашего общения часто кажется проявлением хронического состояния аффекта.
Увы, мат – это не просто проявление жестоких способностей человека. Инвективная практика общения феномен всех времен и народов, несмотря на постоянно ведущуюся с ней борьбу. Она удобный способ выражения агрессивных эмоций и при этом простое средство снятия психологического напряжения.
Жизнь, выстроенная строго по этикету и превращающая человека в дрессированного зомби, противна не меньше речевых извращений. Конечно же, правы и те, кто с нравственной и научной позиции отмечает опасности подобного общения и для личности, и для общества. Вполне было бы уместно предупреждать о вредности сквернословия для психического и физического здоровья отдельной личности и нации. Хотя, учитывая эффективность предупреждений Минздрава о вреде курения, следует искать более действенные способы борьбы с этой черной бедой.
Природа человека такова, что гуманизм и агрессивность всегда в душе каждого из нас на грани. Сквернословие – сплав мыслей и эмоций, который всегда был и будет разменной монетой в общении. Это объективное явление жизни. Оно, как и питие спиртных напитков, может быть хорошо в нужном месте, в нужное время, в нужной мере. Безудержное питие ведет к пьянству и деградации личности, тоже и со сквернословием. Возьму даже на себя смелость сказать, что должна быть культура сквернословия.
Инвективная лексика обладает высокой степенью стабильности. В том числе благодаря тому, что ее с одной стороны запрещают, с другой стороны все знают и понимают без переводчика. Считается, что во всех смыслах этого слова бедный вкус нашей почвы породил, тем не менее, самый великий и могучий… русский мат. Миф о его особой роли и достоинствах всего лишь разновидность вульгарного славянофильства.
Точно известно, что русский мат с XVI-XVII вв. изменился мало. А предыстория его уходит в давние языческие времена. Причем важно отметить, что когда-то мат в крестьянской жизни играл магическую роль, был ее естественной и необходимой частью. Он использовался, вероятно, лишь строго при определенных обстоятельствах (символические действия во время освящения сельскохозяйственных работ, отгонял злых духов, болезни, пугал врагов и т.д.). В этом смысле он был важной частью традиционной аграрной культуры. При разложении и упадке этой культуры мат обособился, утратил свой магизм и стал играть роль уже сугубо социальную и вербальную, каким он остается и поныне. Развитие светской, гуманитарной культуры поставило мат под запрет. Нынешняя эпоха постмодерна и свободы личности ввела мат в сферу культуры. Развитая демократия не может без мата, он, увы, язык народа («вульгарный» с латинского можно перевести как «народный»). Норма сквернословия существенно отличается в зависимости от социального статуса личности, пола, возраста, уровня культуры и колеблется от лексики, приближающейся к разрешенному языку, до самой грубой и дикой.

ВСЕ НЕ ТАК, РЕБЯТА!
Мы слишком часто склонны навязывать людям прошлых эпох свои стереотипы. Например, якобы жизнь была когда-то более приличной, красивой, надежной. Подобные рассуждения кажутся согласием играть в инопланетянина и смотреть на землян, как на забавных зверушек! Сентиментальный миф о добродетельности крестьянской жизни в России до государственного переворота в 1917 году говорит о реальности в той же мере, как и манекен о живом человеке. Представление о здоровой и нравственной сельской жизни рождено в голове того, кто живет с комфортом в городе. Хотя подобные настроения всегда нужно простить человеку, вспоминающему о своем детстве и юности.
Если верить автору самой выдающейся книги о русском крестьянстве А.Н. Энгельгардту, то лучше всех жизнь крестьянина знает сельский священник. Давайте последуем совету Александра Николаевича и почитаем, о чем писали в «Смоленских епархиальных ведомостях» на рубеже XIX-XX вв.
Дьякон села Казулина Григорий Ширяев: «А то представьте себе картину, которую вы можете видеть в нашем селе почти во всякое время. Поодаль от храма, в нескольких саженях, казенная лавка, где обычно производится все пьянство. В одном углу баба схватила за чупрын пьяного мужика и зло ругается, получая от мужика еще большую брань. Рядом сидит партия мужичков, распивающая вскладчину водку; некоторая часть в избытке чувств лобзается; а остальная переходит ни на одном диалекте не встречающуюся ругань; кровью налитые глаза загораются адским блеском, и начинается бойня…»
Священник села Пушкина Александр Конокотин: «…жизнь женщин в этом крае, который я описываю, безутешна и неестественна. На них редко смотрят как на человека мыслящего и свободно действующего, а как на вещь или средство к удовлетворению грубых своих страстей… Сколько упреков, сколько насмешек сыплется, иногда, на их бедные головы, но они должны все переносить и переносят их терпеливо, в противном случае мужицкая рука никак не пощадит ребер несчастной жертвы. Срываются с языка и такого рода выражения: «молчи, ведь ты знаешь, что курица не птица, а баба не человек», – и бедное, угнетенное создание молчит, как будто примеряясь с мыслью, что она и подлинно не человек».
Священник села Кошевич Алексей Смирягин: «Чистотою нравов деревня и раньше не отличалась. Теперь же трезвому и трудолюбивому обывателю деревни совсем житья нет от отбросов, которым закон не писан, которые за стакан водки не задумаются перерезать горло своему ближнему. Прошедшая кое-как школу молодежь всегда почти дерзко наглая, цинично-насмешливая, бездельничает, играет в карты, пьянствует, развратничает, крадет…»
Священник П. Юденич: «Всмотритесь в большинство наших газет, и вы увидите, в какой преизбыточествующей мере почти каждый их номер дает разносторонний и обильный материал для расшатывания нравственных устоев».
Много было тогда сказано слов о сквернословии, богохульстве (в том числе случаях сожжения икон). «Храмы Божии пустеют, в семьях ссоры и раздоры, доходящие нередко до драк и убийств, общая грубость нравов. Невольно крепко-крепко призадумаешься над жгучим вопросом: что-то будет с нашей великой родиной?»

ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО
По мере развития человечества все больше проблем возникает не с большими социальными группами, а отдельными людьми. Запретами и морализаторством разрешить их нельзя. Самый медленный, но надежный способ противостоять плохому связан с развитием уровня культуры, свободы и образования личности. Только такой человек способен к личной ответственности за свой выбор между добром и злом.
Ясных и простых решений нет, сложных вопросов много. Надо ли юридически четко оформить лексику, оскорбляющую личное достоинство частного лица? Может ли сквернословие удерживать личность от физической агрессии, преступления? Какие способы помимо инвективной лексики могут помочь снятию стресса? Какие выражения могут стать приемлемой для литературного языка нормой? Как, кроме запретов и морального осуждения можно бороться со сквернословием? Почему человек должен быть хорошим?
Счастливый финал в этой истории невозможно притянуть даже за уши. Может быть, только если напомнить, что нежное и наивное доверие к жизни, естественные инстинкты и чувства помогают открывать вечную магию слова. Слово – точка опоры, которая каждому человеку дает возможность создать свой мир. Какое слово – такой и мир.

0

2

не понимаю зачем тупо копировать и заливать за форум, кто прачитал это от начала до конца, давайте комментируйте, если так это интересно здесь читать.

0

3

Надеюсь, ненормативная лексика обойдет наш форум стороной, и рукопашная нам тоже не угрожает. Хотя иногда приходится пользоваться и ею. http://www.kolobok.us/smiles/madhouse/girl_crazy.gif

0

4

Инвективная лексика была, есть и будет всегда. Вслух я не помню, чтобы выражался чаще раз-другой в пятилетку. Про себя произношу эти слова чаще, когда есть повод. Но вроде бы, если надо, то и других слов хватает.  http://www.kolobok.us/smiles/standart/smile3.gif

0

5

Если честно, меня саму сильно раздражает, когда вместо нормальных русских слов употребляется ненормативная лексика. Уши не просто вянут, такие слова режут слух. У меня просто растет дочь, мы часто ходим на детскую площадку, что возле детского дома творчества. Не раз приходилось разворачиваться и искать другое место для прогулки и игр, поскольку там довольно часто встречаются "взрослые" люди, которые сидят и на виду у детей распивают пиво и ругаются матом. Какое поколение вырастет из наших детей, глядя на все это!? На кого они должны ровняться, с кого брать пример?
Я понимаю, когда на сильных эмоциях люди выражаются. Но когда парень просто разговаривает с девушкой по телефону или наоборот девушка разговаривает, то тогда мне становиться просто противно. Я понимаю, что мой топик ни как не изменит мир вокруг меня, и вообще я не в силах изменить, что либо в нашей стране. Просто захотелось высказаться.

Отредактировано Валентина (2010-01-29 11:18:00)

0

6

Ты высказалась и чуть-чуть мир стал другим, здесь и рядом с тобой. В этом чуть-чуть, наверное, суть усилий любого человека... А миру вобще и положено быть разеым и обязательно несовершенным.

0

7

Люди, объясните мне, как можно работая в СКА банке, пусть и охранником, и при этом разговаривать одним матом? Это что, культура такая? Зал полон людей, а охранник как сапожник - через каждое слово мат! Я уж не выдержала и глубоко вздохнула - все богатство русского лексикона!...У нас охранники так не матерятся.. обидно за великий могучий..

Отредактировано Валентина (2010-02-23 21:39:17)

0

8

Валентина, вообще-то между комнатой охранников и залом довольно большое расстояние. Ему надо было не разговаривать, а кричать. Описанная тобой мизансцена непонятна.
Наверное, ты, проходя мимо, узнала служебную информацию.  http://www.kolobok.us/smiles/standart/dirol.gif
Корпорация охранинокв в Сафонове часто из бывших охранников сафоновских тюрем. Они не ругаются матом, а на ем разговаривають, чтобы потенциальные грабители боялись!  http://www.kolobok.us/smiles/standart/smoke.gif

0

9

Я банк перепутала, были мы в Смоленском банке. В СКА банке правда слишком далеко охранники сидят. А в Смоленском они совсем рядом. Я все понимаю, что они работали в тюрьме, но должны ведь существовать какие-то рамки. Просто я привыкла, что обычно люди хоть чуть-чуть стесняются в общественных местах, таких как банк, поликлиника и т.д.
А на счет служебной информации, если уж она так звучит, то лучше бы её вообще не знать :canthearyou:
А может это особый шифр, понятный только им - охранникам  http://www.kolobok.us/smiles/standart/smoke.gif

0

10

Валентина, если в ближайшее время будет ограбление банка, то ты окажешься в числе подозреваемых! Столько знаешь про банки!  http://www.kolobok.us/smiles/standart/smile3.gif
Вот мненине сафоновского поэта Николая Жигарева об этой проблеме и частные мнения граждан.
КРУГОВОРОТ
Сколько в жизни радостей, сколько огорчений?
То живи и радуйся, то хоть землю ешь.
И никто не выдумал лучшего лечения
От невзгод и гадостей, чем «склонять падеж».
Материмся, сетуя, и в негодовании,
Материмся искренне, нечего скрывать.
И на окружающих просто ноль внимания,
Хоть то дети малые, хоть седая мать.
Поглядеть, мы умные и на вид приличные,
Не сказать, что нищие или вовсе рвань.
Но слова срываются очень неприличные,
Что не предложение, то сплошная брань.
Мы уже бравируем этими успехами,
Да еще мы хвастаем, как умеем пить.
И не отрывается тот карман с прорехами,
И все также пробуем мы в него ложить.
Пробуем и каемся, каемся и пробуем,
Но зашить – все некогда и жалко оторвать.
Вот мы и болтаемся, как дерьмо то в прорубе,
И орем не думая, что-то там про мать.
И слова срываются, улетают, каркая,
Позже возвращаются, так устроен свет.
Но ведь возвращаются тоже не подарками
И опять ругаемся мы на то в ответ…

Николай ЖИГАРЕВ

1.Скажу, что с матом бороться бесполезно, да и не надо, наверное. Сам матерюсь только если доведут, а потом все равно очень жалею. Не люблю, когда матерятся в мою сторону, не люблю, когда ругаются девушки и дети, когда матерятся часто и подчеркнуто громко, наверное, чтоб показать свою крутизну.

2.Главное в любом деле - знать меру. В некоторых обстоятельствах, при общении с людьми, мат – это второй, если не первый, язык, необходимый для выживания. А слабо тебе напечатать такую вот частушку, например: «Шел я как-то по Тверской,/ Меня …(стукнули) доской!/ Я стою и охаю,/ А прохожим …(все равно)!»

3.Победить мат НЕЛЬЗЯ! Он отражает какие-то свойства природы человека, особенности, как это ни звучит странно, культуры. Но бороться с ним обязательно  надо. Вот только как? Штрафовать за нецензурную брань в общественных местах давно пора. Но как это могут делать менты, которые сами "на ём говорят"?

4.Из списка национальных достояний: русский балет, русская икра, русская водка, русский мат, в последние годы не оскудело только четвертое и, в какой-то мере, третье. Мат стал частью русского языка, и фраза "талантливо матерится!" звучит как комплимент.

6.Не вижу проблемы… Почему никто не переживает, допустим, о стёртом значении слова "любовь"? По мне мат стал незаменим и поэтому незаметен. Я, как свободно на нём разговаривающий в своём кругу, абсолютно не замечаю его употребления, как, впрочем, и те, с кем общаюсь тоже.

5.Материться нужно уметь. Есть такие мастера, что одним ёмко вставленным словцом могут очень неплохо и ситуацию обрисовать, и своё отношение к происходящему выразить, причём так, что и обстановка разрядится и настроение поднимется. А есть люди, которые просто сквернословят, безвкусно, грубо и пошло.

0

11

Сафонькин написал(а):

язык, необходимый для выживания

НЕ думаю, что мат способен помочь выжить. Скорее наоборот. Чтобы выжить - надо перестать сквернословить и начать себя уважать, тогда начнут уважать окружающие.И еще нужно научиться высказывать сви мысли так, чтобы тем, кто не умеет общаться без мата, стало стыдно от своего неумения.

0

12

Я полностью поддерживаю ada. Не думаю что мат может чем-то помочь. Конечно многие из нас матерятся будучи в сильных эмоциях. Я честно признаюсь, что сама иногда, очень редко матерюсь. Но только тогда, когда очень больно. И происходит это только в стенах моего дома и, конечно, когда рядом нет ребенка. Я даже при муже не матерюсь, мне очень становится стыдно, когда эти слова вылетают из моих уст.
Согласна с тем, что победить и изнечтожить мат нельзя, но стремиться к этому нужно. Если каждый приложит хоть немного усилий, перестанет сквернословить хотя бы в общественных местах, при детях, тогда мир станет чуточку лучше. Есть рамки, и нужно научиться их соблюдать.

0

13

За Державу обидно, когда Россия и мат стали синонимами у иностранцев. Хотя гордость берет за то, что мат не переводится на другие языки. Весь мир матерится исключительно по-русски. http://www.kolobok.us/smiles/standart/grin.gif

0

14

Федя, как сециалист по инвективной лексики, я могу материться примерно на двух десятках языков. Если собираешься путешествоаать, то сделаю для тебя словарик, чтобы если что знали, что мы, русские не только лыком шиты. Весь мир ругается каждый народ по-своему.  http://www.kolobok.us/smiles/standart/smile3.gif
Инвективная лексика - вечный феномен. С этим надо жить. Продолжаю поддерживать тезис о том, что должна быть культура матерной речи. Вслух я вряд ли ругаюсь. Не помню. Про себя, когда есть неприятное потрясение, бывает, что говорю пару ласковых. Матерщинников считаю разновидностью наркоманов. Они вредят и своему здоровью, не только духовному, и, конечно же, окружающих.

0


Вы здесь » СГООИ ''Луч'' » Печка » Инвективная лексика